Методические разработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Обучение инвалидов и членов их семей навыкам пользования креслом-коляской
СКАЧАТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ:

Авторы Е.М. Васильченко, О.И. Хохлова, К.К. Карапетян, В.В. Ляховецкая, О.Н. Владимирова.

Методические рекомендации разработаны на основе материалов Программы обучения навыкам пользования креслом-коляской (Wheelchair Skills Program – WSP, Канада) с учётом опыта работы на базе клиники ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России. В издании изложены основные принципы и требования Программы; представлены подробные инструкции по проведению тестирования и обучения пользованию креслом-коляской маломобильных групп населения; приведены рекомендации по безопасному выполнению отдельных, наиболее часто используемых навыков.

Методический материал будет полезен как специалистам, занимающимся реабилитацией маломобильных инвалидов, так и лицам, имеющим ограничения при передвижении, и членам их семей.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Социально-бытовая адаптация инвалидов с тетрапарезом в условиях реабилитационного Центра
СКАЧАТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ:

Актуальность данной темы определяется как постепенным накоплением контингента инвалидов с тетрапарезом вследствие роста выживаемости после получения травмы, так и тяжестью патологии. Невозможность произвольного управления туловищем и конечностями делает пациента полностью зависимым от окружения и требует постоянного ухода, кардинально изменяя жизнь всей семьи.

Однако пациентов, тяжесть состояния которых не позволяет им освоить никакие двигательные функции и бытовые действия, сформировать элементарные навыки ухода за собой и за жилищем, крайне мало. Обилие степеней свободы дистальных отделов конечностей человека относительно туловища, наличие мышц агонистов, способных участвовать в выполнении движения, высокая пластичность центральной нервной системы (ЦНС) определяют способность к адаптации, обучению, формированию двигательных функций и приспособительной активности в условиях выраженного моторного и сенсорного дефицита.

Безусловно, объем и качество этой активности определяются индивидуальным реабилитационным потенциалом человека, который включает, помимо объема пассивных движений, нейромоторных и нейросенсорных возможностей, ещё мотивационную сферу, интеллект и эмоционально-волевые качества личности.

Сегодня существует широкий спектр ортопедических изделий и технических средств реабилитации (ТСР), способных расширить двигательные возможности пациента, облегчить выполнение энергоёмких движений. Самостоятельное освоение пользования подобными устройствами часто бывает недоступно инвалидам, оно требует специального обучения, поиска индивидуальных вариантов использования технических средств с учётом моторных и сенсорных возможностей пациента.

Для улучшения социально-бытовой адаптации и повышения качества жизни инвалида необходима слаженная работа ряда специалистов: физиотерапевта, врачей и методистов по лечебной физкультуре (ЛФК), эрготерапевтов, психологов, формирующих единую мультидисциплинарную реабилитационную бригаду. К сожалению, чёткая преемственность между представителями различных специальностей пока встречается нечасто.

В Федеральном Новокузнецком центре реабилитации инвалидов на протяжении последних 40 лет ведётся работа по социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушением функции опоры и движения, в которой принимает участие мультидисциплинарная бригада специалистов.

В данном учебном пособии авторы описали опыт работы отделения медико-социальной реабилитации, физиотерапии и лечебной физкультуры ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России.

Программа адаптации к креслу-коляске
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ АДАПТАЦИИ К КРЕСЛУ-КОЛЯСКЕ:

Программа адаптации к креслу-коляске (WHEELCHAIR SKILLS PROGRAM (WSP)) разработана специалистами Канады. Официальный веб-сайт разработчиков программы, на котором размещены все материалы: www.wheelchairskillsprogram.ca.

Методика включает набор тестов (Wheelchair Skills Test, WST), программу тренингов по навыкам пользования креслом-коляской (Wheelchair Skills Training Program, WSTP), комплект демонстрационных видеороликов; используется для оценки и обучения пользователей, сопровождающих и врачей. Курс обучения «Wheelchair Skills Training Program» – это стандартизированный метод, направленный на ряд специальных навыков пользования креслом-коляской.

Цель программы: обучение эффективному и безопасному пользованию креслом-коляской для преодоления барьеров окружающей среды.
В курсе обучения новым двигательным навыкам обучающийся проходит несколько этапов. В начале процесса успех может быть частичным, непоследовательным и возможным только в знакомом, привычном помещении. По мере обучения достигается приобретение новых навыков в пользовании креслом-коляской; последовательность учебных занятий улучшается; успех переносится в последующие занятия (закрепление навыков), обучающийся способен применять навыки в разнообразных помещениях и условиях.

Для выявления уровня пользования креслом-коляской проводится тестирование по результатам, которого пациенты подразделяются на 3 группы – с низким, среднем и высоким уровнем пользования креслом-коляской (тест прилагается). Формируются группы по уровням владения креслом-коляской с целью дальнейшего обучения. Пациенты проходят как индивидуальные, так и групповые занятия.
Суммарные показатели по эффективности и безопасности рассчитываются до и после занятий.

Инструмент оценки предиктора мобильности ампутанта
СКАЧАТЬ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПРЕДИКТОРА МОБИЛЬНОСТИ АМПУТАНТА:

Amputee Mobility Predictor – Предиктор Мобильности Ампутантов (ПМА) – валидный инструмент для оценки детерминантов возможности передвигаться среди пациентов с ампутацией нижней конечности. Инструмент Amputee Mobility Predictor (AMP) разработан Advanced Rehabilitation Therapy, Inc.

Предиктор мобильности ампутантов (ПМА) предназначен для определения потенциала передвижения с протезом (ПМАПРО) и без протеза (ПМАбезПРО). Он представляет собой стандартизованный метод оценки, позволяющий объективно, просто и с минимальными финансовыми затратами оценивать способность лиц с постампутационными дефектами нижних конечностей передвигаться, применим к широкому диапазону функциональных способностей, может количественно определять функцию и классифицировать ампутантов по функциональным уровням.

Полный текст статьи о разработке AMP размещён в журнале Archives of Physical Medicine and Rehabilitation и доступен по ссылке: https://www.archives-pmr.org/article/S0003-9993(02)47460-6/fulltext.

Опросник профессиональной реабилитации Work Rehabilitation Questionnaire (WORQ)
СКАЧАТЬ ОПРОСНИК WORQ:

Сотрудниками информационно-аналитического отдела ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России осуществлен перевод, языковая культурная адаптация опросника WORQ (опросник профессиональной реабилитации). Опросник WORQ разработан специалистами отдела исследований Международной классификации функционирования (МКФ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для лучшего понимания проблем у пациентов с травматической болезнью спинного мозга, проходящих профессиональную реабилитацию.

Новость о разработке русскоязычной версии на официальном сайте Отделения по исследованию МКФ в сотрудничающем Центре ВОЗ по Семейству Международных Классификаций в Германии: www.icf-research-branch.org

Размещение русскоязычной версии WORQ на официальном сайте разработчиков: www.myworq.org

 


 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Реабилитация инвалидов. Назначение и подбор технических cредств реабилитации (на модели инвалидов с травматической болезнью спинного мозга)
СКАЧАТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ:

Сотрудники ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России совместно с НГИУВ – филиалом ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России подготовили учебное пособие «Реабилитация инвалидов. Назначение и подбор технических средств реабилитации (на модели инвалидов с травматической болезнью спинного мозга)», авторы Васильченко Е.М., Хохлова О.И., Денисова Я.А., Палаткин П.П., Жестикова М.Г.

Учебное пособие содержит необходимую теоретическую, методическую и практическую основу для проведения лекционных и семинарских занятий по вопросу нормативно-законодательный базы, принципов и механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации; организации самостоятельной работы обучающихся и специалистов.

Учебное пособие будет полезно для сотрудников кафедр учреждений высшего и дополнительного медицинского образования, врачей разного профиля в рамках циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Заказать звонок
+
Жду звонка!