Использование мобильности инвалидов для прогноза функциональных результатов протезирования после ампутации нижней конечности вследствие заболеваний периферических артерий.
Авторы: Васильченко Е.М., Кислова А.С., Степанова Е.Ю., Жатько О.В., Дробышева Е.Г..
Цель — Оценить значимость ПМА для прогноза с функционального результата протезирования после ампутации нижней конечности вследствие заболеваний периферических артерий (ЗПА). Обосновать критерии отбора пациентов, нуждающихся в обеспечении креслом-коляской вместо протезирования.
Материал и методы. Обследовано 100 пациентов после ампутации нижней конечности вследствие облитерирующих заболеваний артерий и сахарного диабета, поступивших в отделение сосудистой хирургии в ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России на первичное
протезирование в период с января 2010 года по декабрь 2012 года. Из них было 83 мужчины (83%) и 17 женщин (17%) Ампутация бедра выполнена у 69 пациентов, голени у 31 пациента. Оценка функциональных способностей пациентов проводилась до протезирования при поступлении пациента в стационар.
Результаты. Установлено, что у большинства обследованных после ампутации конечности функциональные способности отнесены к классам К1 и К2, 29% и 39%, соответственно. Это инвалиды, передвигающиеся по дому и ограниченно за пределами квартиры. Доля пациентов, способных преодолевать большинство средовых барьеров, составила 31%. Таким образом, используя тест ПМА, можно с определенной долей вероятности выявлять пациентов, которые после проведения первичного протезирования будут ограниченно пользоваться протезом, а так же нуждающихся в адаптации к креслу-коляскееще на этапе первичного протезирования.
Заключение. Значения теста ПМА, отражающего функциональные способности после ампутации нижней конечности, коррелируют с достигнутым уровнем пользования протезом через 4-6 месяцев после первичного протезирования. Взаимосвязь между значениями ПМА и уровнем пользования протезом в большей степени выражена у женщин, чем у мужчин. Тестирование с помощью ПМА позволяет выявить группу пациентов, нуждающихся в адаптации к креслу-коляске.