Создание и строительство Федерального медицинского центра по лечению и реабилитации больных с патологией спинного мозга на базе ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России
Для выполнения поручения Президента Российской Федерации от 10.02.2004 года № Пр.-218 (п.4) «О создании Федерального центра по лечению и реабилитации больных с патологией спинного мозга» Администрация Президента РФ поставила перед Правительством РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ задачу — разработать концепцию создания такого Центра, подготовить конструктивные подходы к ее реализации с учетом возможностей отечественной научно-практической базы и зарубежного опыта.
Минздравсоцразвития РФ попросило ряд научно-исследовательских учреждений страны, в том числе и наш центр, подготовить свои предложения. Насколько мне известно, были рассмотрены предварительные заявки Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (г. Москва); от научно-исследовательских институтов нейрохирургии (г. Москва и г. Санкт-Петербург) и травматологии-ортопедии (г. Новосибирск и г. Нижний Новгород).
Осенью 2004 года в г. Новокузнецк прибыл представитель Минздравсоцразвития, для того чтобы ознакомиться с возможностью организации Центра «на месте».
Итогом визита стало то, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ уведомило Правительство РФ (исх. 1068-Пр от 21.10.2004 г.) о том, что создание Федерального центра по лечению и реабилитации больных с патологией спинного мозга будет осуществлено на базе ФГУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов».
При формировании нашей концепции создания Федерального спинального центра (ФСЦ) мы – Л.В. Сытин и Г.К. Золоев, а позднее (с 2006 г.) и М.А. Леонтьев исходили из того, что в ФГУ ННПЦ МСЭ и РИ был накоплен 20-летний опыт работы единственного в России отделения нейрореабилитации (на 60 коек) по комплексной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации 10000 тыс. пациентов с последствиями травм позвоночника и спинного мозга.
Мы подробно изложили свои принципы восстановительного лечения, реабилитационной диагностики, социально-психологической и профессиональной адаптации спинальных больных к окружающей среде.
Важное значение в концепции отводилось не только авторским методикам, но и возможности использования существующей мощной лечебно-диагностической базы и всех структурных подразделений федерального центра реабилитации инвалидов с занимаемой площадью более 25 тыс. м2.
Уже 18.07.2005 г. приказом Росздрава № 410 в составе ФГУ «ННПЦ МСЭ и РИ Росздрава» создано структурное подразделение без права юридического лица: «Федеральный центр по лечению и реабилитации больных с патологией спинного мозга», сокращенное название: «Федеральный спинальный центр – ФСЦ».
Одновременно мы обосновали необходимость строительства и оснащения современным оборудованием нового клинического корпуса на 100 коек, позволяющего осуществлять хирургическую и консервативную высокотехнологичную медицинскую помощь спинальным больным.
Громадную роль сыграла личная поддержка губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева. Мы заручились ходатайственными письмами от Администраций Кемеровской области, г. Новокузнецка, депутатского корпуса в Государственной думе от Кузбасса, Новокузнецкого ГИДУВа. Думаю, важное место в нашем пакете предложений имело то, что для строительства новой нейрохирургческой клиники мы получили гарантийное письмо администрации города Новокузнецка и главного архитектора города о возможности дополнительного выделения муниципального земельного участка (около 3 Га) непосредственно прилегающего к территории нашего центра.
В своих предложениях министерству мы сумели доказать, что переоборудование готовых зданий под спинальный центр – нерационально.
Специфика восстановительного лечения инвалидов-колясочников, требовала обязательного наличия ряда специального лечебно-диагностического дорогостоящего оборудования: ядерно-магнитного компьютерного томографа; эндоскопических кабинетов; широкого спектра ультразвуковой и лабораторной диагностики; диагностики и лечения урологических осложнений; наличия операционных (для «гнойных» и «чистых» операций), а также набора специального оборудования, относящегося к категории «робототехника».
Клинический корпус для больных с ТБСМ должен отвечать архитектурным нормам для маломобильных групп населения, в т.ч. по их эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций.
По моей инициативе В.П. Кельмаков, М.А. Леонтьев посетили ряд спинальных центров в Европе. Это обогатило наши представления о структуре и особенностях реабилитации спинальных больных, что также имело существенное значение при подготовке наших предложений.
В 2005 и 2006 годах нами проведена большая работа по оформлению необходимых документов для дополнительного выделения 3,0 Га муниципальной земли в федеральную собственность (нашему Центру) для строительства нового корпуса. Было подготовлено, согласовано и утверждено Росздравом «Задание на проектирование» и, главное, строительство объекта ФСЦ (проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проекта и проведение строительно-монтажных работ) было включено в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год с выделением 467 млн. руб.
Росздрав в 2007 году провел конкурс по выбору заказчика-застройщика нашего объекта. Конкурс выиграла Дирекция единого заказчика-застройщика (ДЕЗЗ) Росздрава, которая подготовила документацию на торги по выбору генерального подрядчика. Сложность этого мероприятия заключалась в том, что генеральный подрядчик принимал на себя обязательства подготовки проектно-сметной документации, ее государственной экспертизы и только потом – осуществлению строительно-монтажных работы и поставки лечебно-диагностического и больничного оборудования («под ключ»). К сожалению, аналогов подобных строительных объектов в России не было и нет до сих пор.
На этом этапе нами была проведена серьезная работа по обязательному включению в контракт нужных центру видов обследования и лечения. Основная тяжесть по обоснованию и согласованию со специалистами по медицинским технологиям ДЕЗЗ Росздрава легла на меня и М.А. Леонтьева. Торги, подготовленные ДЕЗЗ Росздравом по выбору Генерального подрядчика в 2007 г. выиграла фирма ООО «Современные строительные технологии – ССТ» (г. Москва). В соответствии с государственным контрактом генеральный подрядчик (ООО «ССТ») выбрал соисполнителя по подготовке проектно-сметной документации. Выбранный субподрядчик для проведения этих работ (ООО «Перспектива» (г. Пенза)) оказался откровенно слабым, документация неоднократно переделывалась новыми архитекторами (ООО «Сибирский проект») и лишь в 30 мая 2008 года была закончена государственная экспертиза проекта. При этом сметная стоимость его возросла до 707 млн. руб., а срок ввода нового клинического корпуса предполагался в ноябре 2009 г. Рабочую документация разработал ООО «Сибирский проект» (г. Новокузнецк). По ходу выполнения строительно-монтажных работ было масса замечаний со стороны независимой строительной экспертизы. К конце 2009 года строительство было далеко от завершения.
Мы неоднократно обращались к руководству ФМБА России, в представительство Президента РФ в Сибирском федеральном округе, указывая на низкий уровень качества и темпов строительства. Видимо это сыграло определенную роль в дальнейшем развитии событий.
01.03.2010 г. В Новокузнецк прибыла созданная приказом ФМБА России комиссия по проверке строительства объекта. Итогом ее работы стало решение ФМБА России продолжить отношения с ФГУП «ДЕЗЗ Росздрава» и ООО «ССТ».
По иронии судьбы приезд комиссии в марте 2010 года совпал по времени с моим освобождением, по собственному желанию, от должностных обязанностей генерального директора ФГУ «ННПЦ МСЭ и РИ ФМБА России», соответствующее заявление об этом я подал руководству ФМБА России еще в декабре 2009 года. С этого момента основная тяжесть работ по капитальному строительству нового нейрохирургического корпуса легла на нового генерального директора, д.м.н., профессора Г.К. Золоева…
Л.В. Сытин
Заслуженный работник социальной защиты РФ, кандидат медицинских наук
Генеральный директор ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ с 1979 г. по март 2010 г.